Новости мастерской

Занимательная история керамики. Часть 3

Умные китайцы, фараоновы торговцы и восточно-западный песок
…Итак, древние египтяне были новаторами, изобретателями и продвигателями новейших технологий (во многих областях, но сейчас нас интересует керамика): к примеру, считается, что именно они едва ли не первыми («не совсем первыми» – потому что где-то на Дальнем Востоке за длиннющей Великой стеной всегда обитали китайцы, знатные спецы по инновациям) произвели фаянс.
Ну, тогда этот материал именовался, натурально, иначе: ведь собственно термин «фаянс» обязан своему названию итальянскому городу Фаэнце, прославленному произведенными там керамическими изделиями, «имеющими мелкопористый, плотный черепок, чаще всего белый, который был покрыт либо прозрачной, либо непрозрачной глазурью». Однако древние египтяне были настоящими асами в данном деле, это факт: они чуть ли не сразу стали делать фаянс разноцветным, а еще покрывали его непрозрачной стеклянной пастой. Археологи раскопали фаянсовые предметы в захоронениях даже доисторического египетского периода; потом, само собой, мастерство совершенствовалось, изделия становились все круче и круче, производство расширялось, количество специалистов по данному вопросу увеличивалось: популярность египетского фаянса в Древнем мире была весьма велика. Его (фаянс) находят в различных районах Средиземноморья, Ближнего Востока и аж на Кавказе, что, кроме всего прочего, прямо указывает на прекрасно поставленную работу фараоновского министерства внешней торговли.

Больше всего египтянам нравилось делать что-то из голубенького и зелененького фаянса: ведь это было очень похоже по цвету на особенно ценимые ими камни – малахит и лазурит.
Понятно, что из египетских фаянсовых мастерских предметы выходили самые разнообразные: прежде всего, конечно, предметы религиозного культа (точнее, культов: богов в Египте имелась масса), чаще всего относящиеся к погребальным обрядам – например, так называемые «ушебти». (Это такие особые фигурки людей, которые либо стоят себе просто так, задумчиво глядя в бездну загробного мира, либо держат в руках какой-либо сельскохозяйственный инструмент; так или иначе, назначение этих специальных антропоморфов состоит в одном: вкалывать за своего хозяина на том свете. На фигурках имелись надписи типа «о, ушебти, когда призовут меня, как и всех, обитающих в загробном мире, наполнять каналы водой, вспахивать поля или перетаскивать песок с востока на запад, пойдешь-ка ты, любезнейший, как миленький, все это делать вместо меня. О‘кей? Понял, браза… э… египтянин?». Вот и пахали фаянсовые сельхозработники на неведомых полях, вот и таскали задумчивые керамические египтяне песок с востока на запад… (Последних как-то особенно жалко)).
Еще из фаянса делали бусы, перстни, амулеты, облицовочную плитку и прочее; да, не забыть бы про знаменитых скарабеев, которых египтяне в разных материалах наделали, похоже, не меньше, нежели существовало их хитиновых собратьев, катающих по пустыне куски сами знаете чего.
(Кстати, египтяне, наверное, первыми стали делать из фаянса посуду, которая в слегка измененном по внешности виде стоит теперь в каждой квартире – в особой такой уединенной комнатке. (И это не легкая пошлость, а данность: древние были людьми достаточно цивилизованными и аккуратными)).

Ну вот. О керамике Древнего Египта поговорили: пора переходить к не менее древней Греции, сиречь Элладе. (Это такой плавный переход: как указывалось выше, искусство египетских керамистов оказало значительное влияние на работу их греческих коллег по цеху – особенно это касается приемов художественной росписи).

Не надо забывать, что сам термин «керамика» – по происхождению греческий (keramos – глина, keramike – искусство гончара). Общепринято считать, что древние эллины достигли в этом деле высочайших высот. Благодаря упорному труду археологов (когда «черных», когда вполне приличных) найдено огромное количество выполненных греческими керамистами предметов. Кроме того, в литературе Древней Эллады имеется масса описаний деталей (в том числе и самых мелких) самого процесса гончарного производства, что позволяет создать достаточно четкую картину развития искусства древнегреческой керамики.

А началось все давно – еще во времена так называемой крито-минойской цивилизации, то есть примерно за две с половиной тысячи лет до нашей эры…
История керамики
Made on
Tilda