Новости мастерской

Занимательная история керамики. Часть 5

Элегический источник, полезные рисунки и пикантная пимпочка
…Итак, продолжаем разглядывать формы различных древнегреческих керамических сосудов...

Обсудили и рассмотрели пифос и амфору: на очереди некая гидрия. Она представляет собою посудину для воды (что, собственно, явствует из названия) с тремя ручками – две расположены по бокам горизонтально, одна – вертикально, чтобы было удобно придерживать при разливании. Считается, что именно с гидриями эллинские барышни ходили по воду: несли сосуды на плече или на голове. (Хотя… если посмотреть на покрывающую их роспись (прежде всего так называемую чернофигурную), то становится весело: представляешь себе, как идет такая юная пейзанка к элегически журчащему источнику, элегантно придерживая на хрупком плечике красивую такую посудину, а на посудине мастерской рукою тщательно и любовно изваяна такая Камасутра, что индусские герои эротических битв просто обзавидовались бы).

Вообще же древние греки, похоже, были основательными юмористами: в разрисованных подобным образом гидриях иногда хранили прах усопших (ну, пепел после кремации), а еще использовали при голосованиях (как известно, Эллада – родина демократии). (Впрочем, справедливости ради надо заметить, что чаще все-таки посуду покрывала роспись менее фривольного направления).

Довольно широко известен такой сосуд, как кратер: большая посудина с двумя ручками и широким горлом, в которой смешивали воду и вино, точнее, вино и воду: обычно сначала наливали одну часть вина, потом – две части воды. Позже, при римлянах, стали разбавлять пополам: пить вино неразбавленным считалось варварством и дикостью. (Хотя древние греки, бывало, довольно-таки крепко бухали: достаточно вспомнить культ бога Диониса (Вакха, Бахуса), известный своими дионисиями – праздниками, во время которых эллины напивались до изумления и занимались совершенно неспортивными делами. Римляне же вообще довели дело до логического завершения, придумав вакханалии – название стало нарицательным).
Еще для смешивания вина с водою использовали динос – крупный сосуд, похожий на кратер, но без ручек: часто его помещали на изящную подставку.

Но это все большие емкости: а из чего же греки, собственно, пили вино, из каких бокалов? Пожалуйста: для особо пьющих – килик, увесистая керамическая плоская чаша с двумя ручками. Украшалась росписью – и снаружи, и внутри. Выпил – заглянул на дно, посмотрел, что там полезного нарисовано, духовно обогатился.

Кроме того, был распространен канфар – нечто вроде кубка, сосуд на высокой чаще всего ножке, тоже с двумя ручками. Тот самый Дионис обычно изображался именно с канфаром в руках.

Пивали также эллины и из такой забавной штуки, как мастос. По названию понятно, что штука формой была похожа на женскую грудь: широкое горло (устье), книзу сужается и заканчивается пикантной пимпочкой. Сделано с той целью, чтобы пьющий не смог поставить оную кружку на стол, не допив вина. (Вот так и спаивали абстинентов – людей в первичном понимании этого слова. Ты меня уважаешь? Тогда на вот тебе этот самый мастос – и уж по-любому давай до дна).
Имелся на столе, кроме других сосудов, скифос: керамическая большая чаша с двумя ручками, покрытая росписью. По легенде, именно из скифоса обожал потреблять вино главный греческий герой Геракл.

А наливали в килики, канфары и прочие скифосы из ойнохои – яйцевидного кувшина с тремя носиками и одной ручкой (чего зря тратить драгоценное время? Подставил сразу три стакана, то есть канфара, и начислил всем поровну).

Но хватит о забавах эллинских жертв зеленого представителя отряда чешуйчатых подотряда пресмыкающихся. Вернемся к просто керамической расписной посуде: вот, к примеру, пелика. Похожа на амфору (с двумя ручками, пузатенькая), но, в отличие от родственницы, книзу не сужается, а расширяется, поэтому данную емкость чаще, нежели другие, покрывали сюжетной росписью – то есть наносили многофигурные композиции с тематикой, например, мифологической: типа там подвиги того же Геракла, или путешествие аргонавтов, или Тесей, сворачивающий шею бедняге Минотавру. (Ну, такие картинки всем известны с детства; великая книжка Куна, по которой мы, еще сидючи на горшке, знакомились с мифами Древней Эллады, ими битком набита).

Вот. Но это еще не все о древнегреческих сосудах: есть лекифы, киафы, ритоны, с росписью как чернофигурной, так и фигурной красно…
История керамики
Made on
Tilda