…Ну вот: как говаривал известный мультяшный хулиганистый истребитель баночных сладостей, продолжаем разговор. О видах древнегреческих керамических сосудов.
Перед нами лекиф – сосуд, выполненный из керамики и долженствующий хранить в себе масло. Делали его поначалу конусообразным, потом в форме цилиндра; узкое горло, одна вертикальная ручка, маленькая ножка. Помимо всего прочего, лекифы использовались в обрядовых целях – на свадьбах, к примеру, или на похоронах, – где символизировал неженатого мужчину. Незамужнюю же барышню изображали лутрофоры – сосуды, похожие на лекифы, но с широким горлом и двумя вертикальными ручками.
Еще лекифы интересны тем, что на них впервые стали применять роспись по белому фону: изделие из терракоты покрывали белым шликером (в данном случае имеется в виду подкрашенная глина, которую смешивали с водой), а затем расписывали.
А вот киаф: керамический ковшик с высокой ручкой. Им зачерпывали вино из кратеров, а затем разливали страждущим и жаждущим по их киликам и скифосам.
Ритон: сосуд в виде человеческой головы или головы животного (лошади, козла, барана), по сути дела – аналог всем известного рога. Его использовали в сакральных обрядах или просто пили вино в честь кого-то из богов (к примеру, того же козлоногого Пана). Пить можно было либо по старинке (запрокинул голову – «и немедленно выпил»), либо через дырку, проделанную в самом низу сосуда.
Понятно, что ритон нельзя было поставить вертикально: либо пей до дна, либо укладывай его как-то боком, сикось-накось. А вот чем-то похожий на него алабастрон – цилиндрическая посудина с дном округлой формы – мог стоять на специальной подставке. В алабастронах дамы обычно хранили всякие ароматические штуки; если же кавалеру приходила в голову аналогичная идея, то он пользовался арибаллом. (Чаще это были разные там атлеты: ну вроде культуриста – вышел к народу, сунул руку в арибалл, зачерпнул маслица, щедро умастил бицепсы, трицепсы и прочую анатомию, покрасовался, пошел дальше).
Считается, что алабастрон своей формой обязан египетским сосудам; там они делались из алебастра, отсюда и название.
Еще был такой калаф – керамический сосуд, похожий на высокую корзинку; название получил собственно от корзинки, использовавшейся как в домашнем хозяйстве, так и в обрядовой практике, к примеру, в действах, посвященных Деметре, Афине и даже Персефоне. (Кроме того, калафом называют плетеную корзинку в основании коринфской капители).
Из керамической посуды у древних греков имелись не только горшки, кувшины да различные стаканы: надо же было не только пить, но и закусывать тоже. Вот патера – украшенная росписью большая тарелка, на которую на всяких там симпосионах щедро наваливали различную еду. (Правда, археологи раскопали несколько патер, в назначении которых они разошлись во мнениях: не то для приема пищи, не то для ритуальных жертвоприношений, не то еще для чего-то. Ну, ничего: когда-нибудь придумают это назначение; зарплату надо ведь как-то отрабатывать. Как говаривал известный литературный герой, «а сову эту мы еще проясним»).
А вот уже и вовсе не сосуд: пинака (по-древнегречески – картина или доска), пример декоративной керамики. Керамические пинаки (иногда их делали и из других материалов – бронзы, мрамора, дерева) покрывались росписью и устанавливались в гробницах, а также преподносились представителям пантеона богов-олимпийцев в качестве так называемого вотивного дара. (Это когда вместо того, чтобы зарезать бедную жертвенную зверюгу во имя или в честь какого-либо громовержца, применяют другой, более гуманный метод; такой обычай перешел, к примеру, в христианство: та же свечка, поставленная прихожанином в храме, суть вотивный дар. Или пожертвовать что-либо по обету или в благодарность. Или украсить икону богатым окладом; кстати, раньше особо чтимые православные иконы, случалось, были буквально обвешены золотыми и серебряными монетами, но реформатор Петр Первый такое дело специальным указом запретил: дескать, пережитки язычества. Ну, в принципе, тут он был в чем-то прав).
Вот. Вообще различных типов керамических сосудов у древних греков имелось великое множество. Форма и типаж их пришли из, как принято говорить, глубины тысячелетий. Кстати, об этой самой глубине: в следующий раз поговорим более конкретно о периодизации греческой керамики и вазописи: Крит, Микены, Афины, далее – практически везде…