Новости мастерской

Занимательная история керамики. Часть 1

Что такое изразец? Обожженная керамика, покрытая росписью. О русском изразце – от истоков его создания до ситуации на конец XIX века – мы немного поговорили; вернемся же к самому началу.
Керамика
Вестоницкая Венера — древнейшая керамическая статуэтка.
Керамика считается едва ли не самым первым материалом из созданных собственно человеком: булыжник, из которого сделан первый нож или там скребок, валялся под ногами; лоза, из которой сплели первую корзинку, спокойно росла где-то поблизости; а вот первую посуду на дороге просто так было не найти и с дерева не снять – в смысле нормальную посуду, а не какой-нибудь левый калебас. Ну вот кто-то из древних и додумался набрать глины, потом, проявив творческие способности, слепить удобный в пользовании горшок и сунуть его в огонь – получилось первое керамическое изделие. (Впрочем, надо сказать, что древнейшую (из найденных) керамическую посуду относят к 18 тысячелетию до нашей эры, а собственно первое из известных изделий из обожженной глины было создано за 29-25 тысяч лет до Рождества Христова, и это была отнюдь не тарелка и даже не столь нужная в хозяйстве кружка: безымянный – но, несомненно, талантливый – художник первым делом изваял не банальный предмет домашнего обихода, а просто-напросто бабу («то есть, эта, женщину»). Это так называемая «вестоницкая Венера» – без рук, как и положено даже более поздним афродитам, но со всем остальным, женщинам положенным).
Предмет трипольской культуры
Начав таким замечательным образом, древние (точнее, древнейшие) мастера продолжали совершенствоваться: сначала лепили просто вручную, потом изобрели гончарный круг (сперва ручной, затем и ножной) – при этом производительность значительно увеличилась. (Хотя американские индейцы не знали этой полезной штуки вплоть до появления в их краях европейцев). Поначалу керамика была довольно унылой в плане внешнего вида, потом тоскующим по эстетическим изыскам мастерам это надоело, и они стали украшать свои изделия самыми разными способами: кто штампованными рельефными изображениями, кто налепными, кто прорисовкой. Потом уже начали и раскрашивать…
Понятно, что изображения на керамике имели определенный смысл – прежде всего, как определили ученые, смысл сакральный. То есть на древнем горшке имеется не просто зигзагообразная линия, а схематическое изображение молнии; не какая-то серповидная закорючка, а луна – ну, месяц точнее. (Кружок – солнце, волнообразные линии – вода и так далее). В дальнейшем подобная подоплека стала забываться, и сакральные знаки превратились в обычный орнамент – просто декоративные точечки с полосочками. Впрочем, орнаментальная роспись была весьма разнообразной: кроме точечек и полосочек – сеточки, клеточки (почто что шахматные), спирали, концентрические круги, звездочки и так далее, причем все зачастую многоцветное.
Аутентичные предметы трипольской культуры
Древнейшие керамические изделия с росписью находили (и находят) во многих местах – в Средней Азии, на Ближнем Востоке, на Балканах, в Дунайско-Днепровском междуречье (известная «трипольская культура»: насчитывают до двадцати видов разнообразных сосудов, выполненных без использования гончарного круга), ну и, само собой, на территории Китая. Но о Китае чуть попозже: начнем со Средиземноморья.
Человеку в одиночестве жить всегда было как-то несподручно: род, племя, союз, государство – цивилизация. Пришло время – пожалуйста: на брегах голубого Нила образовался Древний Египет; там керамику уважали весьма.
Древнейшая посуда, изготовленная из глины, найденная на территории Египта, относится к VI-V тысячелетиям до нашей эры. Это были весьма грубые изделия из не самой качественной глины с добавлением соломы (это чтобы материал был не слишком вязким и быстрее высыхал). Поначалу горшки и кувшины египтяне лепили просто так, едва ли не на весу, потом додумались до того, чтобы подложить во время работы под кусок глины круглую циновку, а дальше изобрели тот самый гончарный круг – и работа закипела.
Слепленный таким манером сосуд обжигали – на костре, а позже в специальных гончарных печках, которые могли быть прямо-таки здоровенными – в два человеческих роста: мастеру, который загружал изделия в печку сверху, приходилось карабкаться по лестнице – в прямом смысле с риском для жизни: не дай бог, навернешься прямо в горнило, тут-то и получится просто расшикарно разрисованный горшок. Но это египтян не останавливало, и они продолжали совершенствовать свои умения…
История керамики
Made on
Tilda