Новости мастерской

Занимательная история керамики. Часть 2

…Итак, древнеегипетские керамисты стали активно продвигать гончарное дело, совершенствуясь и совершенствуя.

От достаточно грубых изделий, имеющих как значительную массу, так и вполне примитивные формы (однако подобная продукция все равно превосходна по сравнению с аналогичной, производимой в то же время в западноевропейских регионах), они постепенно переходят к более сложным и изящным вещам; если первые сосуды можно сравнить с небрежно сваренной манной кашей, вдоволь нашпигованной комочками, то в процессе развития производства каша становится уже не кашей, а каким-то изысканным суфле: стенки тарелочек и горшочков становятся тоньше (комочков нет и в помине), линии – гармоничнее и утонченней, появляются толково прописанные изображения – орнаменты, человеческие фигуры, ну и всякие представители животного и насекомьего мира: какой же добропорядочный египтянин не сподобится нарисовать скарабея?

Сосуд с геометрическим орнаментом и рельефным изображением крокодила
Сосуд с геометрическим орнаментом и рельефным изображением крокодила
(Да и формы сосудов, бывало, отличались экстравагантностью: тут тебе и ежик, и птичка, и «зверь каркадил», и толстобрюхий бегемот, то бишь гиппопотам: ну и, конечно же, без ба… то есть женщины тоже не обошлось. Древние люди – они простые: о чем чаще всего думают, глядя на кусок глины, то и ваяют).

Обжиг тоже проходил по-разному: все-таки его качество в любом случае зависело от температуры, а нужный градус можно было получить не всегда. Многое зависело и от сорта глины: скажем, серо-коричневая со значительным количеством примесей, которая имеется в наличии повсюду в окрестностях Нила, в процессе обжига становилась красноватой, а более редкая серая с известковыми вкраплениями после обработки в печи имела пятьдесят (или около того) оттенков серого, а также желтого и даже бурого.
Керамика Древнего Египта
Керамика Древнего Египта
Египтяне достаточно широко использовали ангоб – декоративное покрытие, которое наносят на керамику, чтобы замаскировать излишнюю грубость структуры поверхности готового изделия или изменить его цвет. Ангобы могут быть белыми или же цветными – опять-таки, смотря какая используется глина. Посуда, покрытая белой глазурью, частенько инкрустировалась эмалевыми орнаментами самых разных цветов – синими, черными, фиолетовыми, желтыми и прочими зелеными. Получалось эффектно и слегка по-пижонски: эдакий древнеегипетский гламур. С тогдашними аналогами стразиков.

Изделия покрывали мягкой глазурью – щелочной силикат с медными окислами; для красивого позеленения (или озеленения?) добавляли свинец. Кроме того, ученые считают, что использовалось так называемое «медное стекло». Температура, при которой велся обжиг, влияла на консистенцию изделий: они могли быть и достаточно пористыми, и практически каменными. Подобную посуду принято называть «египетским фарфором», хотя это вроде бы и не совсем правильно.
Керамика Древнего Египта
Керамика Древнего Египта
История керамики
Made on
Tilda